Размер шрифта: A A A
Цвет сайта: A A A A
Вернуться к обычному виду
Закрыть
Авторизация
Логин:
Пароль:

Забыли пароль?
Войти на сайт
Администрация городского округа ЗАТО Светлый
Официальный сайт

Основные формы жестокого обращения с ребенком

18.02.2016

Основные формы жестокого обращения с ребенком

Педагоги в школе, работая с родителями, свое­временно могут решать отдельные проблемы, выступая в роли консультантов-информаторов (разъясняя возможные последствия действий, комментируя нормативно-правовую базу действий и их последствий, давая психолого-педагогические рекомендации, ад­реса специалистов и т. п.).

Одна из типичных ситуаций - жестокое обращение с ребен­ком. Различают четыре основные формы жестокого обращения с детьми.

1. Физическое насилие - преднамеренное нанесение ребенку родителями или лицами, их замещающими, либо лицами, ответст­венными за их воспитание, физических повреждений, которые мо­гут привести к смерти ребенка или вызывают серьезные (требующие медицинской помощи) нарушения физического или психического здоровья, или ведут к отставанию в развитии.

Возможные признаки физического насилия;

- множественные повреждения, имеющие специфический ха­рактер (отпечатки пальцев, ремня, сигаретный ожог, крово­излияния в глазное яблоко, участки облысения на голове, выбитые или расшатанные зубы, разрывы и порезы во рту, на губах, повреждения внутренних органов травматического характера) и различную давность (свежие и заживающие);

- задержка физического развития;

- признаки плохого ухода (гигиеническая запущенность, не­опрятный внешний вид, сыпь);

- отсутствие сопротивления случившемуся, пассивное реаги­рование на боль, стремление скрыть причину повреждения и травм;

- боязнь идти домой после школы;

- одиночество, отсутствие друзей;

- болезненное отношение к замечаниям, критике, негативизм, агрессивность;

- заискивающее поведение, чрезмерная уступчивость;

- псевдовзрослое поведение;

- лживость, воровство, жестокое обращение с животными;

- склонность к поджогам;

- побеги из дома, суицидальные попытки, употребление алко­голя, наркотиков.

Особенности поведения родителей или попечителей, позволя­ющие заподозрить жестокое обращение по отношению к ребенку:

- противоречивые, путаные объяснения причин травм у ребенка или отказ дать объяснения по этому поводу;

- позднее обращение за медицинской помощью, иногда инициа­тива обращения за помощью исходит от постороннего лица;

- перекладывание ответственности за травму на самого ребенка;

- неадекватность реакции на тяжесть повреждений в сторону их преувеличения или преуменьшения;

- отсутствие обеспокоенности за судьбу ребенка;

- невнимание к ребенку, лишение его ласки, эмоциональной поддержки;

- признаки психических расстройств или патологических черт характера (агрессивность, возбужденность, неадекватность и др.);

- высказывание большой обеспокоенности собственными про­блемами, не относящимися к здоровью ребенка;

- воспоминание о пережитых в детстве наказаниях.

2. Сексуальное насилие или развращение - осознаваемое или не осознаваемое (в силу функциональной незрелости или других причин) вовлечение ребенка (с его согласия или без такового) в сек­суальные действия со взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды. К сексуальному насилию относятся сексуальные действия между несовершеннолетними подростками, если они совершались с применением угрозы или физической силы, а также в том случае, когда разница в возрасте насильника и жертвы составила не менее 3-4 лет. Согласие ребенка на сексуальный кон­такт не дает основания считать его ненасильственным, поскольку ребенок не обладает полной свободой воли, находясь в зависимом положении от взрослого; не может в полной мере предвидеть все негативные для себя последствия сексуальных действий.

Возможные признаки сексуального насилия:

- характерные особенности внешнего вида ребенка (поврежде­ние генитальной, анальной или оральной области, поврежде­ние кожи груди или бедер, следы спермы на одежде, коже);

- заболевания, передающиеся половым путем, беременность, повторные или хронические инфекции мочевого тракта, ва­гинальные или анальные кровотечения;

- резкие изменения веса (потеря или прибавка);

- замкнутость, стремление избегать любых физических контак­тов, страхи, ухудшение взаимоотношений со сверстниками;

- изменение ролевого поведения (берет на себя функции ро­дителей в игре, общении) либо регрессивное поведение (по­явление форм поведения, характерных для более младшего возраста);

- несвойственное возрасту сексуально окрашенное поведение; -. стремление полностью закрыть тело одеждой, даже если

в этом нет необходимости;

- жалобы на боли в животе;

- ночные кошмары;

- беспричинные нервно-психические расстройства, депрес­сии, низкая самооценка, суицидальные попытки или выска­зывания.

3. Психическое (эмоциональное) насилие - длительное, по­стоянное или периодическое психологическое воздействие, приво­дящее к формированию у ребенка патологических черт характера или нарушающее развитие его личности. К этой форме насилия относятся: открытое неприятие и критика ребенка, проявляющиеся в словесной форме без физического насилия; преднамеренная физи­ческая или социальная изоляция ребенка; предъявление к ребенку чрезмерных требований, не соответствующих его возрасту и воз­можностям; ложь и невыполнение обещаний со стороны взрослых; нарушение доверия ребенка. Однократное грубое психическое воз­действие, вызвавшее у ребенка психическую травму, также входит в этот вид насилия.

Возможные признаки психического (эмоционального) насилия:

- задержка физического и умственного развития;

- наличие различных соматических заболеваний (ожирение, резкая потеря массы тела, язва желудка, кожные заболевания, аллергические патологии);

- нервные тики, энурез, нарушение аппетита;

- беспокойство или тревожность, нарушение сна, длительно сохраняющееся подавленное состояние;

- склонность к уединению, неумение контактировать с дру­гими людьми, включая сверстников и взрослых, низкая са­мооценка;

- агрессивность либо чрезмерная уступчивость и заискиваю­щее, угодливое поведение;

- плохая успеваемость.

Особенности поведения взрослых, позволяющие заподозрить эмоциональную жестокость по отношению к собственным детям:

- оскорбление, брань, обвинение или публичное унижение ре­бенка;

- отказ от утешения, когда он испуган или подавлен;

- постоянное сверхкритичное отношение к ребенку;

- негативная характеристика ребенка;

- отождествление ребенка с нелюбимым или ненавистным род­ственником;

- перекладывание на ребенка ответственности за свои неудачи;

- открытое признание в нелюбви или ненависти к ребенку.

4. Пренебрежение основными нуждами ребенка (мораль­ная жестокость) - отсутствие со стороны родителей или лиц, их заменяющих, элементарной заботы о ребенке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние или появляется угроза для здоровья или развития. Недостаток в удовлетворении основ­ных потребностей ребенка может включать: отсутствие адекватного возрасту и потребностям ребенка жилья, образования, питания, оде­жды, медицинской помощи (включая отказ от лечения ребенка); от­сутствие должного внимания или заботы, в результате чего ребенок подвергается риску стать жертвой несчастного случая, нанесения повреждения, вовлечения в употребление алкоголя, наркотиков, в совершение преступлений и т. п.

Недостаток заботы о ребенке может быть не предумышлен­ным, а обусловленным болезнью, бедностью, невежественностью или неопытностью, чрезмерной занятостью родителей, следствием стихийных бедствий, социальных потрясений.

Возможные признаки моральной жестокости:

- низкий рост или отставание в физическом развитии;

- низкая масса тела, увеличивающаяся при регулярном, дос­таточном питании (например, во время пребывания в больнице);

- задержка речевого и моторного развития, которые ликвидируются при изменении ситуации и при заботе о ребенке;

- повторяющиеся случаи травматизма или отравлений;

- частая заболеваемость вялотекущими хроническими и ин­фекционными заболеваниями;

- санитарно-гигиеническая запущенность, педикулез;

- утомленный, сонный вид, опухшие веки;

- постоянный голод и (или) жажда, кража пищи;

- стремление любыми путями, вплоть до нанесения самопо­вреждений, привлечь к себе внимание взрослых, требование ласки и внимания;

- подавленное настроение, апатичность, пассивность, низкая самооценка;

- агрессивность, импульсивность;

- отклоняющееся от нормы (делинквентное) или антиобщест­венное поведение, вплоть до вандализма;

- плохие социальные взаимоотношения, неумение дружить, неразборчивое дружелюбие;

- регрессивное поведение;

- трудности обучения, низкая школьная успеваемость, дефицит знаний.

При оценке каждого конкретного случая следует иметь в виду весь комплекс проявлений, не ограничиваться выделением 2-3 при­знаков, учитывая, что чаще всего встречается сочетание нескольких форм насилия. Если же возникает стойкое убеждение в том, что ребенок подвергается насилию, социальному педагогу необходимо проанализировать вместе с пришедшим на консультацию роди­телем свои возможности, обратится за содействием к психологу, инспектору по охране детства, инспектору подразделения по делам несовершеннолетних (далее - ПДН), медработнику, инспектору по охране детства, специалистам органов опеки и попечительства. Крайней формой является обращение в суд.

При нарушении прав и законных интересов ребенка, в том числе при невыполнении или при ненадлежащем выполнении родителями (одним из них) обязанностей по воспитанию, образованию ребенка либо при злоупотреблении родительскими правами, ребенок вправе самостоятельно обращаться за защитой в орган опеки и попечитель­ства, а при достижении четырнадцати лет - в суд.

Должностные лица организаций и иные граждане, которым ста­нет известно об угрозе жизни или здоровью ребенка, о нарушении его прав и законных интересов, обязаны сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка. При получении таких сведений орган опеки и попечительства обязан принять необходимые меры по защите прав и законных интересов ребенка.

В статье 156 Уголовного кодекса Российской Федерации за­фиксировано, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего родителем или другим лицом, на которое возложены эти обязанности, а равно педа­гогом либо другим работником образовательного, воспитательного, лечебного или иного учреждения, обязанного осуществлять надзор за несовершеннолетним, если это деяние соединено с жестоким об­ращением с несовершеннолетним, наказывается штрафом в размере от 50 до 100 минимальных размеров оплаты труда либо в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до од­ного месяца, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельно­стью на срок до трех лет или без такового.

Социальный педагог в ситуации вовлечения родителями ребенка в преступную деятельность

Еще одна типичная проблема - вовлечение одним или обоими родителями несовершеннолетнего в преступную деятельность либо поощрение его антиобщественного поведения.

Разбирается данный конфликт в суде. Социальному педагогу необходимо иметь в виду, что согласно Уголовному кодексу:

- вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления путем обещаний, обмана, угроз или иным способом, исхо­дящее от лица, достигшего восемнадцатилетнего возраста, наказывается лишением свободы на срок до пяти лет;

- то же деяние, совершенное родителем, педагогом либо иным лицом, на которое законом возложены обязанности по вос­питанию несовершеннолетнего, наказывается лишением свободы на срок до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной дея­тельностью на срок до трех лет или без такового;


Возврат к списку